Существует большое множество методов и технологий бестраншейной прокладки коммуникаций. Все они так или иначе принадлежать к одной из следующих категорий: пневмопробойники, бурение с водой (в том числе ГНБ) и продавливание гидравлическими домкратами. К последней категории способов бестраншейной прокладки относятся – ручные проколы, шнековое бурение и микротоннелирование. Крупные авто- и железные дороги обычно прокалываются с использованием пневмопробойников или горизонтально направленного бурения (ГНБ).

ГНБ чаще применяется при пересечении рек и других крупных природных преград. Выбор той или иной технологии бестраншейной прокладки определяется главным образом диаметром трубопровода, длиной подземного перехода (прокола), геологическими и геотехническими свойствами грунтов, размерами и глубиной стартового и приёмного котлованов, и наличия места для их размещения, необходимостью и возможностью водопонижение или водоотведения. Состав и структура грунта в геотехническом смысле является определяющим фактором для выполнения любого метода бестраншейной прокладки. Поэтому перед принятием решения о выборе того или иного метода бестраншейной прокладки в первую очередь должны быть выполнены геологические изыскания.

Неуправляемый прокол

Эта технология бестраншейной прокладки коммуникаций заключается в задавливание в грунт обсадной трубы одновременно с выборкой грунта изнутри, как правило, шнеками, иногда путем размыва водой или сжатым воздухом. Этот метод бестраншейной прокладки может быть использован практически для любого вида грунта. Однако, необходимо принимать во внимание характеристики прилегающего грунта. Несвязанные грунты и наличие крупных камней может создать сложности; первые имеют тенденцию к обжиманию обсадной трубы, вторые могут блокировать продвижение вперед, в том случае если не будут разрушены конусным расширителем или буровой головкой.

Отрезки обсадной трубы могут иметь различную длину от 3 – 12 м которые последовательно свариваются между собой. Труба не должна быть овальной, чтобы не создавать дополнительного трения грунта о ее поверхность. Для снижения трения часто применяется подача смазки или бентонита. В стартовом котловане обсадная труба должны быть точно выставлена по оси прокола. Препятствия на пути продавливаемой трубы или смена твердости грунта по сечению трубы могут вызвать отклонение прокола от заданной оси. По этой причине для прокола часто выбирается труба большего диаметра, которая служит футляром для рабочей трубы меньшего диаметра. Зазор между ними позволяет нивелировать отклонения, возникшие при бестраншейном проколе. Межтрубное пространство затем заполняется пескоцементным раствором. В случае застревания обсадной трубы возможно выйти из положения встречным проколом со стороны приемного котлована.

Проколы обычно применяются в диапазоне диаметров от 200 до 1400мм. При больших диаметрах рациональнее применять метод микротоннелирования, по причине его большой точности. Меньшие диаметры целесообразнее выполнять конусными расширителями различного типа – такие как пневмопробойники и др.

Управляемый прокол

Для корректировки направления движения обсадной трубы в грунте могут применяться отклонители. Обычно это стальные пластины, закреплённые снаружи в носовой части обсадной трубы, которые могут приподниматься под воздействием гидравлических цилиндров и таким образом корректировать направление бестраншейной прокладки.

Направленно шнековое бурение

Направленное шнековое бурение это наиболее современный вид бестраншейной прокладки методом прокола. Направленное шнековое бурение (Бурошнек) отличается от шнекового бурения, применением предварительного построения пилотной скважины. С помощью светодиодной мишени находящейся внутри скошенной буровой головки в передней части пилотной трубы и теодолита в стартовом котловане. Точно проложенные полые пилотные трубы служат направляющей для дальнейшего расширения скважины с помощью шнеков и обсадной трубы. (мм. раздел Бурошнек)

Пневмопробойники

Пневмопробойник – это эффективный, быстрый, легкодоступный и недорогой метод бестраншейной прокладки. Он применяется для проколов под улицами, железными дорогами и даже реками.

Пневмопробойник приводится в действие сжатым воздухом. Под воздействием кинетической энергии молота в передней части, пневмопробойник забивает в грунт открытую спереди стальную трубу диаметром до 4 м и длиной до 80м без применения гидравлических домкратов, в грунтах до 5 категории прочности. Благодаря прочной и простой конструкции может развиваться энергия удара до 40000 кН. Средняя скорость бестраншейной прокладки составляет 15 м в час. После завершения бестраншейного прокола труба очищается от грунта водой в сочетании с сжатым воздухом. До диаметра 500 м допускается выдавливание грунта только сжатым воздухом. Трубы большого диаметра могут очищаться вручную.

Преимуществами этой технологии бестраншейной прокладки являются:

  • небольшое и транспортабельное оборудование;
  • минимальные требования к подготовке строительной площадки;
  • короткое время бестраншейной прокладки;
  • отсутствие необходимости изготовления упоров для гидравлических домкратов;
  • простая технология извлечения грунта;
  • относительно высокая точность бестраншейной проходки.

Микротоннеллирование

Микротоннелирование - еще один метод бестраншейной прокладки без участия человека с полностью автоматизированными управлением.

Футляры (обсадные трубы) либо рабочие трубы могут быть изготовлены из различных материалов: железобетон, керамика, стекловолокно, сталь, чугун.

Первоначально микротоннелирование было разработано для выполнения бестраншейных проколов без участия человека на короткие расстояния – до 100м, но со временем метод был усовершенствован для выполнения проколов, гораздо больших диаметров на расстояния в несколько сотен метров. Типичное расстояние проходки без использования промежуточных домкратных станций составляет 100 – 250 м. Максимальное расстояние прокола зависит от материала труб (способна ли труба выдержать усилие на сжатие), вида грунта, мер по снижению трения о грунт и мощности рамы продавливания микротоннельного комплекса.

Подробнее о методе микротонеллирование...

Горизонтально направленное бурение (ГНБ)

Когда заходит речь о применении такой технологии бестраншейной прокладки коммуникаций как ГНБ, в первую очередь приходят на ум бурение больших диаметров на гигантский расстояния. Однако, технология ГНБ также применима для коротких расстояний и трубопроводов диаметром всего несколько сантиметров. Практически любые материалы труб в особенности пластиковые трубы, но также стальные, чугунные и асбестоцементные трубы могут применяться для протяжки методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ).

Направленное бурение это тот метод строительства который имеет наименьший отрицательный эффект на окружающую среду и природу по сравнению с открытой прокладкой. Технология горизонтально направленного бурения (ГНБ) применяется в случае, когда все другие известные методы прокладки коммуникаций невозможно либо возможно при огромных затратах. Также как и в случае других бестраншейных методов прокладки, диаметр и длина трубопровода, также как геологические и геотехнические условия играют важную роль. Буровая жидкость также играет очень важную роль при горизонтально направленном бурении. Она ответственна за поддержание разработанного грунта во взвешенном состоянии и выноса его на поверхность, охлаждения и смазки рабочего инструмента, а также для уменьшения трения при протяжке трубы. В настоящее время производится большое количество буровых установок различного размера и мощности для прокладки всего диапазона труб - различных диаметров, протяженности, материалов и функционального назначения трубопроводов.

Подробнее о технологии ГНБ...

Если Вы хотите заказать работы, звоните по телефону:
По другим вопросам звоните по телефону:
Наверх